Частное общеобразовательное учреждение «Согласие» ПРИНЯТО Педагогическим советом ЧОУ «Согласие» Протокол от «30» августа 2023 года № 1 УТВЕРЖДЕНО Приказом директора ЧОУ «Согласие» от «30» августа 2023 года № 15 Приложение к основной образовательной программе НОО Рабочая программа воспитания Екатеринбург 2023 1. Пояснительная записка. 1.1. Рабочая программа воспитания ООП НОО ЧОУ «Согласие» (далее - Программа воспитания) разработана на основании федеральной рабочей программы воспитания. Программа воспитания основывается на единстве и преемственности образовательного процесса всех уровней общего образования, соотносится с рабочими программами воспитания для образовательных организаций дошкольного и среднего профессионального образования. 1.2. Программа воспитания: 1.2.1. предназначена для планирования и организации системной воспитательной деятельности в ЧОУ «Согласие»; 1.2.2. разрабатывается и утверждается с участием коллегиальных органов управления ЧОУ «Согласие»; 1.2.3. реализуется в единстве урочной и внеурочной деятельности, осуществляемой совместно с семьей и другими участниками образовательных отношений, социальными институтами воспитания; 1.2.4. предусматривает приобщение обучающихся к российским традиционным духовным ценностям, включая ценности своей этнической группы, правилам и нормам поведения, принятым в российском обществе на основе российских базовых конституционных норм и ценностей; 1.2.5. предусматривает историческое просвещение, формирование российской культурной и гражданской идентичности обучающихся. 1.3. Программа воспитания включает три раздела: целевой, содержательный, организационный. 1.4. При разработке или обновлении рабочей программы воспитания ЧОУ «Согласие» ее содержание, за исключением целевого раздела, может изменяться в соответствии с особенностями ЧОУ «Согласие», организационно-правовой формой, контингентом обучающихся и их родителей (законных представителей), направленностью образовательной программы, в том числе предусматривающей углубленное изучение отдельных учебных предметов, учитывающей этнокультурные интересы, особые образовательные потребности обучающихся. 2. Целевой раздел. 2.1. Содержание воспитания обучающихся в ЧОУ «Согласие» определяется содержанием российских базовых (гражданских, национальных) норм и ценностей, которые закреплены в Конституции Российской Федерации. Эти ценности и нормы определяют инвариантное содержание воспитания обучающихся. Вариативный компонент содержания воспитания обучающихся включает духовно-нравственные ценности культуры, традиционных религий народов России. 2.2. Воспитательная деятельность в ЧОУ «Согласие» планируется и осуществляется в соответствии с приоритетами государственной политики в сфере воспитания. Приоритетной задачей Российской Федерации в сфере воспитания детей является развитие высоконравственной личности, разделяющей российские традиционные духовные ценности, обладающей актуальными знаниями и умениями, способной реализовать свой потенциал в условиях современного общества, готовой к мирному созиданию и защите Родины. 2.3. Цель воспитания обучающихся в ЧОУ «Согласие»: развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства; формирование у обучающихся чувства патриотизма, гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам Героев Отечества, закону и правопорядку, человеку труда и старшему поколению, взаимного уважения, бережного отношения к культурному 2 наследию и традициям многонационального народа Российской Федерации, природе и окружающей среде. 2.4. Задачи воспитания обучающихся в ЧОУ «Согласие»: усвоение обучающимися знаний норм, духовно-нравственных ценностей, традиций, которые выработало российское общество (социально значимых знаний); формирование и развитие личностных отношений к этим нормам, ценностям, традициям (их освоение, принятие); приобретение соответствующего этим нормам, ценностям, традициям социокультурного опыта поведения, общения, межличностных социальных отношений, применения полученных знаний; достижение личностных результатов освоения общеобразовательных программ в соответствии с ФГОС НОО. 2.5. Личностные результаты освоения обучающимися образовательных программ включают: осознание российской гражданской идентичности; сформированность ценностей самостоятельности и инициативы; готовность обучающихся к саморазвитию, самостоятельности и личностному самоопределению; наличие мотивации к целенаправленной социально значимой деятельности; сформированность внутренней позиции личности как особого ценностного отношения к себе, окружающим людям и жизни в целом. 2.6. Воспитательная деятельность в ЧОУ «Согласие» планируется и осуществляется на основе аксиологического, антропологического, культурно-исторического, системнодеятельностного, личностно-ориентированного подходов и с учетом принципов воспитания: гуманистической направленности воспитания, совместной деятельности детей и взрослых, следования нравственному примеру, безопасной жизнедеятельности, инклюзивности, возрастосообразности. 2.7. Программа воспитания реализуется в единстве учебной и воспитательной деятельности ЧОУ «Согласие» по основным направлениям воспитания в соответствии с ФГОС НОО и отражает готовность обучающихся руководствоваться ценностями и приобретать первоначальный опыт деятельности на их основе, в том числе в части: 1) Гражданского воспитания, способствующего формированию российской гражданской идентичности, принадлежности к общности граждан Российской Федерации, к народу России как источнику власти в Российском государстве и субъекту тысячелетней российской государственности, уважения к правам, свободам и обязанностям гражданина России, правовой и политической культуры. 2) Патриотического воспитания, основанного на воспитании любви к родному краю, Родине, своему народу, уважения к другим народам России; историческое просвещение, формирование российского национального исторического сознания, российской культурной идентичности. 3) Духовно-нравственного воспитания на основе духовно-нравственной культуры народов России, традиционных религий народов России, формирование традиционных российских семейных ценностей; воспитание честности, доброты, милосердия, справедливости, дружелюбия и взаимопомощи, уважения к старшим, к памяти предков. 4) Эстетического воспитания, способствующего формированию эстетической культуры на основе российских традиционных духовных ценностей, приобщение к лучшим образцам отечественного и мирового искусства. 5) Физического воспитания, ориентированного на формирование культуры здорового образа жизни и эмоционального благополучия - развитие физических способностей с учетом 3 возможностей и состояния здоровья, навыков безопасного поведения в природной и социальной среде, чрезвычайных ситуациях. 6) Трудового воспитания, основанного на воспитании уважения к труду, трудящимся, результатам труда (своего и других людей), ориентации на трудовую деятельность, получение профессии, личностное самовыражение в продуктивном, нравственно достойном труде в российском обществе, достижение выдающихся результатов в профессиональной деятельности. 7) Экологического воспитания, способствующего формированию экологической культуры, ответственного, бережного отношения к природе, окружающей среде на основе российских традиционных духовных ценностей, навыков охраны, защиты, восстановления природы, окружающей среды. 8) Ценности научного познания, ориентированного на воспитание стремления к познанию себя и других людей, природы и общества, к получению знаний, качественного образования с учетом личностных интересов и общественных потребностей. 2.8. Целевые ориентиры результатов воспитания. Требования к личностным результатам освоения обучающимися ООП НОО установлены ФГОС НОО. На основании этих требований в данном разделе представлены целевые ориентиры результатов в воспитании, развитии личности обучающихся, на достижение которых должна быть направлена деятельность педагогического коллектива ЧОУ «Согласие» для выполнения требований ФГОС НОО. Целевые ориентиры определены в соответствии с инвариантным содержанием воспитания обучающихся на основе российских базовых (гражданских, конституциональных) ценностей, обеспечивают единство воспитания, воспитательного пространства. 2.9. Целевые ориентиры результатов воспитания на уровне начального общего образования. 2.9.1. Гражданско-патриотическое воспитание: знающий и любящий свою малую родину, свой край, имеющий представление о Родине - России, ее территории, расположении; сознающий принадлежность к своему народу и к общности граждан России, проявляющий уважение к своему и другим народам; понимающий свою сопричастность к прошлому, настоящему и будущему родного края, своей Родины - России, Российского государства; понимающий значение гражданских символов (государственная символика России, своего региона), праздников, мест почитания героев и защитников Отечества, проявляющий к ним уважение; имеющий первоначальные представления о правах и ответственности человека в обществе, гражданских правах и обязанностях; принимающий участие в жизни класса, ЧОУ «Согласие», в доступной по возрасту социально значимой деятельности. 2.9.2. Духовно-нравственное воспитание: уважающий духовно-нравственную культуру своей семьи, своего народа, семейные ценности с учетом национальной, религиозной принадлежности; сознающий ценность каждой человеческой жизни, признающий индивидуальность и достоинство каждого человека; доброжелательный, проявляющий сопереживание, готовность оказывать помощь, выражающий неприятие поведения, причиняющего физический и моральный вред другим людям, уважающий старших; умеющий оценивать поступки с позиции их соответствия нравственным нормам, осознающий ответственность за свои поступки. 4 владеющий представлениями о многообразии языкового и культурного пространства России, имеющий первоначальные навыки общения с людьми разных народов, вероисповеданий; сознающий нравственную и эстетическую ценность литературы, родного языка, русского языка, проявляющий интерес к чтению. 2.9.3. Эстетическое воспитание: способный воспринимать и чувствовать прекрасное в быту, природе, искусстве, творчестве людей; проявляющий интерес и уважение к отечественной и мировой художественной культуре; проявляющий стремление к самовыражению в разных видах художественной деятельности, искусстве. 2.9.4. Физическое воспитание, формирование культуры здоровья и эмоционального благополучия: бережно относящийся к физическому здоровью, соблюдающий основные правила здорового и безопасного для себя и других людей образа жизни, в том числе в информационной среде; владеющий основными навыками личной и общественной гигиены, безопасного поведения в быту, природе, обществе; ориентированный на физическое развитие с учетом возможностей здоровья, занятия физкультурой и спортом; сознающий и принимающий свою половую принадлежность, соответствующие ей психофизические и поведенческие особенности с учетом возраста. 2.9.5. Трудовое воспитание: сознающий ценность труда в жизни человека, семьи, общества; проявляющий уважение к труду, людям труда, бережное отношение к результатам труда, ответственное потребление; проявляющий интерес к разным профессиям; участвующий в различных видах доступного по возрасту труда, трудовой деятельности. 2.9.6. Экологическое воспитание: понимающий ценность природы, зависимость жизни людей от природы, влияние людей на природу, окружающую среду; проявляющий любовь и бережное отношение к природе, неприятие действий, приносящих вред природе, особенно живым существам; выражающий готовность в своей деятельности придерживаться экологических норм. 2.9.7. Ценности научного познания: выражающий познавательные интересы, активность, любознательность и самостоятельность в познании, интерес и уважение к научным знаниям, науке; обладающий первоначальными представлениями о природных и социальных объектах, многообразии объектов и явлений природы, связи живой и неживой природы, о науке, научном знании; имеющий первоначальные навыки наблюдений, систематизации и осмысления опыта в естественно-научной и гуманитарной областях знания. 3. Содержательный раздел. 3.1. Уклад ЧОУ «Согласие». Уклад ЧОУ «Согласие» определяется рядом основных и дополнительных характеристик, значимых для создания условий воспитания в ЧОУ «Согласие». 3.1.1. Основные характеристики уклада. Процесс воспитания в ЧОУ «Согласие» основывается на следующих принципах взаимодействия педагогических работников и обучающихся: 5 неукоснительное соблюдение законности и прав семьи и обучающегося, соблюдение конфиденциальности информации об обучающемся и семье, приоритет безопасности обучающегося при нахождении в ЧОУ «Согласие»; ориентир на создание в ЧОУ «Согласие» психологически комфортной среды для каждого обучающегося и взрослого, без которой невозможно конструктивное взаимодействие обучающихся и педагогических работников; организация основных совместных дел обучающихся и педагогических работников как предмета совместной заботы и взрослых, и обучающихся; системность, целесообразность воспитания как условия его эффективности. Основными традициями воспитания в ЧОУ «Согласие» являются следующие: стержнем воспитательной работы ЧОУ «Согласие» являются ключевые общешкольные дела, через которые осуществляется интеграция воспитательных усилий педагогических работников; важной чертой каждого ключевого дела и большинства используемых для воспитания других совместных дел педагогических работников и обучающихся является коллективное проведение и коллективный анализ их результатов; создаются такие условия, при которых по мере взросления обучающегося увеличивается и его роль в совместных делах (от пассивного наблюдателя до организатора); в проведении общешкольных дел отсутствует соревновательность между классами, поощряются конструктивное межклассное и межвозрастное взаимодействие обучающихся, а также их социальная активность; педагогические работники ЧОУ «Согласие» ориентированы на формирование коллективов в рамках школьных классов, кружков, студий, секций и иных детских объединений, на установление в них доброжелательных и товарищеских взаимоотношений; ключевой фигурой воспитания в ЧОУ «Согласие» является классный руководитель, реализующий по отношению к обучающимся защитную, личностно развивающую, организационную, посредническую (в разрешении конфликтов) функции. Дополнительные характеристики уклада связаны с организационно-правовой формой ЧОУ «Согласие», которое является частным общеобразовательным учреждением, и его местоположением. 3.2. Виды, формы и содержание воспитательной деятельности. 3.2.1. Виды, формы и содержание воспитательной деятельности в этом разделе планируются, представляются по модулям. В модуле описываются виды, формы и содержание воспитательной работы в учебном году в рамках определенного направления деятельности в ЧОУ «Согласие». Каждый из модулей обладает воспитательным потенциалом с особыми условиями, средствами, возможностями воспитания (урочная деятельность, внеурочная деятельность, взаимодействие с родителями и другое). 3.2.2. В Программе воспитания представлены описания воспитательной работы в рамках основных (инвариантных) модулей, согласно правовым условиям реализации образовательных программ (урочная деятельность, внеурочная деятельность и другое). 3.2.3. Модуль «Урочная деятельность». Реализация воспитательного потенциала уроков ЧОУ «Согласие» (урочной деятельности, аудиторных занятий в рамках максимально допустимой учебной нагрузки) предусматривает: – максимальное использование воспитательных возможностей содержания учебных предметов для формирования у обучающихся российских традиционных духовнонравственных и социокультурных ценностей, российского исторического сознания на основе 6 исторического просвещения; подбор соответствующего содержания уроков, заданий, вспомогательных материалов, проблемных ситуаций для обсуждений; – демонстрацию обучающимся примеров ответственного, гражданского поведения, проявления человеколюбия и добросердечности, через подбор проблемных ситуаций для обсуждения в классе; – включение учителями в рабочие программы по учебным предметам, курсам, модулям целевых ориентиров результатов воспитания, их учет в определении воспитательных задач уроков, занятий; – включение учителями в рабочие программы учебных предметов, курсов, модулей тематики в соответствии с календарным планом воспитательной работы; – выбор методов, методик, технологий, оказывающих воспитательное воздействие на личность в соответствии с воспитательным идеалом, целью и задачами воспитания, целевыми ориентирами результатов воспитания; реализацию приоритета воспитания в учебной деятельности; – привлечение внимания обучающихся к ценностному аспекту изучаемых на уроках предметов, явлений и событий, инициирование обсуждений, высказываний своего мнения, выработки своего личностного отношения к изучаемым событиям, явлениям, лицам; – применение интерактивных форм учебной работы - интеллектуальных, стимулирующих познавательную мотивацию, игровых методик, дискуссий, дающих возможность приобрести опыт ведения конструктивного диалога; групповой работы, которая учит строить отношения и действовать в команде, способствует развитию критического мышления; – побуждение обучающихся соблюдать нормы поведения, правила общения со сверстниками и педагогическими работниками, соответствующие укладу ЧОУ «Согласие», установление и поддержку доброжелательной атмосферы; – организацию наставничества мотивированных и эрудированных обучающихся над неуспевающими одноклассниками, в том числе с особыми образовательными потребностями, дающего обучающимся социально значимый опыт сотрудничества и взаимной помощи; – инициирование и поддержку исследовательской деятельности обучающихся, планирование и выполнение индивидуальных и групповых проектов воспитательной направленности. 3.2.4. Модуль «Внеурочная деятельность». Воспитание на занятиях школьных курсов внеурочной деятельности осуществляется преимущественно через: вовлечение обучающихся в интересную и полезную для них деятельность, которая предоставит им возможность самореализоваться в ней, приобрести социально значимые знания, развить в себе важные для своего личностного развития социально значимые отношения, получить опыт участия в социально значимых делах; создание в детских объединениях традиций, задающих их членам определённые социально значимые формы поведения; поддержку обучающихся с ярко выраженной лидерской позицией и установку на сохранение и поддержание накопленных социально значимых традиций; поощрение педагогическими работниками детских инициатив и детского самоуправления. Реализация воспитательного потенциала внеурочной деятельности в целях обеспечения индивидуальных потребностей обучающихся осуществляется в рамках выбранных ими курсов, занятий внеурочной деятельности. Перечень конкретных курсов, занятий, других форм работы представлен в плане внеурочной деятельности, который является приложением к ООП НОО, актуализируется ежегодно и размещается на официальном сайте ЧОУ «Согласие» в сети «Интернет». 7 3.2.5. Модуль «Основные школьные дела». Основные школьные дела – это главные традиционные общешкольные дела, в которых принимает участие большая часть обучающихся и которые обязательно готовятся, проводятся и анализируются совместно педагогическими работниками и обучающимися. Это комплекс коллективных творческих дел, интересных и значимых для обучающихся, объединяющих их вместе с педагогическими работниками в единый коллектив. Для этого в ЧОУ «Согласие» используются следующие формы работы. Вне ЧОУ «Согласие»: ежегодные, совместно разрабатываемые и реализуемые обучающимися и педагогическими работниками комплексы дел (благотворительной, экологической, патриотической, трудовой направленности), ориентированные на преобразование окружающего школу социума; организуемые совместно с семьями обучающихся спортивные состязания, праздники, фестивали, представления, которые открывают возможности для творческой самореализации обучающихся и включают их в деятельную заботу об окружающих; участие в акциях, посвящённых значимым отечественным и международным событиям. На уровне ЧОУ «Согласие»: выездные события, включающие в себя комплекс коллективных творческих дел, в процессе которых складывается особая детско-взрослая общность, характеризующаяся доверительными, поддерживающими взаимоотношениями, ответственным отношением к делу, атмосферой эмоционально-психологического комфорта, доброго юмора и общей радости; общешкольные праздники – ежегодно проводимые творческие (театрализованные, музыкальные, литературные и т.п.) дела, которые связаны со значимыми для обучающихся и педагогических работников знаменательными датами и в которых участвуют все классы ЧОУ «Согласие»; торжественные ритуалы, связанные с переходом обучающихся в следующий класс; театрализованные выступления обучающихся с элементами доброго юмора на темы жизни обучающихся. Они создают в ЧОУ «Согласие» атмосферу творчества и неформального общения, способствуют сплочению детского, педагогического и родительского сообществ; церемонии награждения (по итогам года) обучающихся и педагогических работников за активное участие в жизни школы, в конкурсах, соревнованиях, олимпиадах, значительный вклад в развитие ЧОУ «Согласие». Это способствует поощрению социальной активности обучающихся, развитию позитивных межличностных отношений между педагогическими работниками и обучающимися, формированию чувства доверия и уважения друг к другу. На уровне классов и обучающихся: участие классов в реализации общешкольных ключевых дел; вовлечение по возможности каждого обучающегося в ключевые дела ЧОУ «Согласие» в одной из возможных для них ролей: сценаристов, постановщиков, исполнителей, ведущих, декораторов, музыкальных редакторов, корреспондентов, ответственных за костюмы и оборудование, ответственных за приглашение и встречу гостей и т.п.; индивидуальная помощь обучающемуся (при необходимости) в освоении навыков подготовки, проведения и анализа ключевых дел; наблюдение за поведением обучающегося в ситуациях подготовки, проведения и анализа ключевых дел, за его отношениями со сверстниками, старшими и младшими обучающимися, с педагогическими работниками и другими взрослыми; при необходимости коррекция поведения обучающегося через частные беседы с ним, включение его в совместную работу с другими обучающимися, которые могли бы стать хорошим примером для обучающегося. 3.2.6. Модуль «Классное руководство». 8 Осуществляя работу с классом, классный руководитель организует работу с коллективом класса, индивидуальную работу с обучающимися, работу с учителями-предметниками в данном классе, работу с родителями (законными представителями) обучающихся. Работа с классным коллективом: – инициирование и поддержка участия класса в общешкольных ключевых делах, оказание необходимой помощи обучающимся в их подготовке, проведении и анализе; – организация интересных и полезных для личностного развития обучающихся совместных дел (познавательной, трудовой, спортивно-оздоровительной, духовнонравственной, творческой, профориентационной направленности); – проведение классных часов как времени плодотворного и доверительного общения педагогического работника и обучающихся, основанных на принципах уважительного отношения к личности обучающегося, поддержки активной позиции каждого обучающегося в беседе, предоставления обучающимся возможности обсуждения и принятия решений по обсуждаемой проблеме, создания благоприятной среды для общения; – сплочение коллектива класса через игры и тренинги на сплочение и командообразование; однодневные и многодневные походы и экскурсии, организуемые классными руководителями и родителями; празднования в классе дней рождения обучающихся, включающие в себя подготовленные ученическими микрогруппами поздравления, сюрпризы, творческие подарки и розыгрыши; регулярные внутриклассные «огоньки» и вечера, дающие каждому обучающемуся возможность рефлексии собственного участия в жизни класса. Индивидуальная работа с обучающимися: – изучение особенностей личностного развития обучающихся класса через наблюдение за их поведением в повседневной жизни, специально создаваемых педагогических ситуациях, играх, погружающих обучающегося в мир человеческих отношений, в организуемых педагогическим работником беседах по тем или иным нравственным проблемам; – поддержка обучающегося в решении важных для него жизненных проблем (налаживание взаимоотношений с одноклассниками или педагогическими работниками, вопросы успеваемости и т. п.); – индивидуальная работа с обучающимися класса, направленная на заполнение ими личных портфолио (по желанию ученика), в которых обучающиеся фиксируют свои учебные, творческие, спортивные, личностные достижения; – коррекция поведения обучающегося через частные беседы с ним, его родителями (законными представителями), с другими обучающимися класса; включение в проводимые школьным педагогом-психологом тренинги общения; предложение взять на себя ответственность за то или иное поручение в классе. Работа с учителями-предметниками в классе: – регулярные консультации классного руководителя с учителями-предметниками, направленные на формирование единства мнений и требований педагогических работников по ключевым вопросам воспитания, предупреждение и разрешение конфликтов между учителямипредметниками и обучающимися; – проведение совещаний, встреч, направленных на решение конкретных проблем класса и интеграцию воспитательных влияний на обучающихся; – привлечение учителей-предметников к участию во внутриклассных делах, дающих педагогическим работникам возможность лучше узнавать и понимать своих обучающихся; – привлечение учителей-предметников к участию в родительских собраниях класса для объединения усилий в деле обучения и воспитания обучающихся. Работа с родителями (законными представителями) обучающихся: – регулярное информирование родителей (законных представителей) о школьных успехах и проблемах обучающихся, о жизни класса в целом; 9 – помощь родителям (законным представителям) обучающихся в регулировании отношений между ними, администрацией ЧОУ «Согласие» и учителями-предметниками; – организация родительских собраний, происходящих в режиме обсуждения наиболее острых проблем обучения и воспитания обучающихся; – привлечение членов семей обучающихся к организации и проведению дел класса; – организация на базе класса праздников, конкурсов, соревнований, направленных на сплочение семьи и ЧОУ «Согласие». 3.2.7. Модуль «Внешкольные мероприятия». Реализация воспитательного потенциала внешкольных мероприятий предусматривает различные формы деятельности: – регулярные пешие прогулки, экскурсии или походы выходного дня, организуемые классными руководителями и родителями (законными представителями) обучающихся: в музей, в картинную галерею, в технопарк, на предприятие, на природу (проводятся как интерактивные занятия с распределением среди обучающихся ролей и соответствующих им заданий, например, фотографов, разведчиков, гидов, корреспондентов, оформителей); – литературные, исторические, биологические экспедиции, организуемые педагогическими работниками и родителями (законными представителями) обучающихся в другие города или сёла для углублённого изучения биографий проживавших там российских поэтов и писателей, произошедших исторических событий, имеющихся природных и историкокультурных ландшафтов, флоры и фауны. Экскурсии, экспедиции, походы выходного дня помогают обучающемуся расширить свой кругозор, получить новые знания об окружающей его социальной, культурной, природной среде, научиться уважительно и бережно относиться к ней, приобрести важный опыт социально одобряемого поведения в различных внешкольных ситуациях. На экскурсиях, в экспедициях, в походах создаются благоприятные условия для воспитания у обучающихся самостоятельности и ответственности, формирования у них навыков самообслуживающего труда, преодоления их инфантильных и эгоистических наклонностей, обучения рациональному использованию своего времени, сил, имущества. 3.2.8. Модуль «Организация предметно-пространственной среды». Окружающая обучающегося предметно-пространственная среда ЧОУ «Согласие» обогащает внутренний мир обучающегося, способствует формированию у него чувства вкуса и стиля, создаёт атмосферу психологического комфорта, поднимает настроение, предупреждает стрессовые ситуации. Воспитывающее влияние на обучающегося осуществляется через такие формы работы с предметно-пространственной средой ЧОУ «Согласие», как: – организацию и проведение церемоний поднятия (спуска) государственного флага Российской Федерации; – размещение карт России, региона, города с изображениями значимых культурных объектов, памятных исторических, гражданских, народных, религиозных мест почитания, портретов выдающихся государственных деятелей России, деятелей культуры, науки, производства, искусства, военных, героев и защитников Отечества; – оформление интерьера школьных помещений (вестибюля, коридоров, рекреаций, залов, лестничных пролётов и т. п.); – размещение на стенах ЧОУ «Согласие» регулярно сменяемых экспозиций: творческих работ обучающихся, позволяющих им реализовать свой творческий потенциал, а также знакомящих их с работами друг друга; фотоотчётов об интересных событиях, происходящих в ЧОУ «Согласие» (проведённых ключевых делах, интересных экскурсиях, походах, встречах с интересными людьми и т.п.); 10 – озеленение пришкольной территории, оборудование оздоровительно-рекреационных зон, позволяющих разделить свободное пространство ЧОУ «Согласие» на зоны активного и тихого отдыха; – создание и поддержание в рабочем состоянии в вестибюле ЧОУ «Согласие» стеллажей свободного книгообмена, на которые желающие обучающиеся, родители (законные представители) и педагогические работники могут выставлять для общего пользования свои книги, брать для чтения любые другие; – благоустройство классных кабинетов, осуществляемое классными руководителями вместе с обучающимися своих классов, позволяющее обучающимся проявить свои фантазию и творческие способности, создающее повод для длительного общения классного руководителя с обучающимися; – событийный дизайн – оформление пространства проведения конкретных школьных событий (праздников, церемоний, торжественных линеек, творческих вечеров, выставок, собраний, конференций и т. п.); – совместная с обучающимися разработка, создание и популяризация особой символики (флаг, гимн, эмблема, логотип и т. п.), используемой как в школьной повседневности, так и в торжественные моменты жизни ЧОУ «Согласие» – во время праздников, торжественных церемоний, ключевых общешкольных дел и иных происходящих в жизни ЧОУ «Согласие» знаковых событий; – акцентирование внимания обучающихся посредством элементов предметнопространственной среды (стенды, плакаты, инсталляции) на важных для воспитания ценностях ЧОУ «Согласие», его традициях, правилах. 3.2.9. Модуль «Взаимодействие с родителями (законными представителями)». Работа с родителями (законными представителями) обучающихся осуществляется для более эффективного достижения целей воспитания, которое обеспечивается согласованием позиций семьи и ЧОУ «Согласие» в данном вопросе. Работа с родителями (законными представителями) обучающихся осуществляется в рамках следующих видов и форм деятельности. На групповом уровне: – родительские дни, во время которых родители (законные представители) могут посещать школьные уроки и внеурочные занятия для получения представления о ходе образовательной деятельности в ЧОУ «Согласие»; – классные родительские собрания, происходящие в режиме обсуждения наиболее актуальных проблем обучения и воспитания обучающихся; – проведение тематических собраний (в том числе по инициативе родителей), на которых родители (законные представители) могли бы получать ценные рекомендации и советы от профессиональных психологов, врачей, социальных работников и обмениваться собственным творческим опытом и находками в деле воспитания обучающихся. На индивидуальном уровне: – помощь со стороны родителей (законных представителей) в подготовке и проведении общешкольных и внутриклассных мероприятий воспитательной направленности; – индивидуальное консультирование c целью координации воспитательных усилий педагогических работников и родителей (законных представителей). 3.2.10. Модуль «Профилактика и безопасность». Реализация воспитательного потенциала профилактической деятельности в целях формирования и поддержки безопасной и комфортной среды в ЧОУ «Согласие» предусматривает: 11 – организацию деятельности педагогического коллектива по созданию в ЧОУ «Согласие» эффективной профилактической среды обеспечения безопасности жизнедеятельности как условия успешной воспитательной деятельности; – вовлечение обучающихся в воспитательную деятельность, проекты, программы профилактической направленности социальных и природных рисков в ЧОУ «Согласие» и в социокультурном окружении с педагогами, родителями (законными представителями), социальными партнерами (антинаркотические, антиалкогольные, против курения, вовлечения в деструктивные детские и молодежные объединения, культы, субкультуры, группы в социальных сетях; по безопасности в цифровой среде, на транспорте, на воде, безопасности дорожного движения, противопожарной безопасности, антитеррористической и антиэкстремистской безопасности, гражданской обороне и другие); – организацию превентивной работы с обучающимися со сценариями социально одобряемого поведения, по развитию навыков саморефлексии, самоконтроля, устойчивости к негативным воздействиям, групповому давлению; – профилактику правонарушений, девиаций посредством организации деятельности, альтернативной девиантному поведению, - познания (путешествия), испытания себя (походы, спорт), значимого общения, творчества, деятельности (в том числе профессиональной, религиозно-духовной, благотворительной, художественной и другой). 3.2.11. Модуль «Профориентация». Реализация воспитательного потенциала профориентационной работы ЧОУ «Согласие» предусматривает: – профориентационные игры (игры-симуляции, деловые игры, квесты, кейсы), расширяющие знания о профессиях, способах выбора профессий, особенностях, условиях разной профессиональной деятельности; – экскурсии на предприятия, в организации, дающие начальные представления о существующих профессиях и условиях работы; – индивидуальное консультирование психологом обучающихся и их родителей (законных представителей) по вопросам склонностей, способностей, иных индивидуальных особенностей обучающихся, которые могут иметь значение в выборе ими будущей профессии (по запросу). 4. Организационный раздел. 4.1. Кадровое обеспечение. Для обеспечения реализации рабочей программы воспитания ЧОУ «Согласие» укомплектовано кадрами, имеющими необходимую квалификацию для решения задач, связанных с достижением цели воспитания. Планирование, организация, обеспечение, реализация воспитательной деятельности возлагается на заместителя директора, классных руководителей, учителей-предметников. Вопросы повышения квалификации педагогических работников в сфере воспитания относятся к зоне ответственности администрации ЧОУ «Согласие». Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся осуществляется педагогом-психологом. 4.2. Нормативно-методическое обеспечение. Решения о необходимости внесения изменений в должностные инструкции педагогических работников по вопросам воспитательной деятельности принимаются учредителем ЧОУ «Согласие». Педагогическими работниками ЧОУ «Согласие» разрабатываются методические материалы по основным направлениям воспитания обучающихся, доступ к которым обеспечивается средствами локальной сети ЧОУ «Согласие». 4.3. Требования к условиям работы с обучающимися с особыми образовательными потребностями. 12 При наличии обучающихся с особыми образовательными потребностями создается адаптированная основная образовательная программа для обучающихся каждой нозологической группы. Задачами воспитания обучающихся с особыми образовательными потребностями могут являться: – налаживание эмоционально-положительного взаимодействия с окружающими для их успешной социальной адаптации и интеграции в ЧОУ «Согласие»; – формирование доброжелательного отношения к обучающимся и их семьям со стороны всех участников образовательных отношений; – построение воспитательной деятельности с учетом индивидуальных особенностей и возможностей каждого обучающегося; – обеспечение психолого-педагогической поддержки семей обучающихся, содействие повышению уровня их педагогической, психологической, медико-социальной компетентности. При организации воспитания обучающихся с особыми образовательными потребностями необходимо ориентироваться на: – формирование личности ребенка с особыми образовательными потребностями с использованием адекватных возрасту и физическому и (или) психическому состоянию методов воспитания; – создание оптимальных условий совместного воспитания и обучения обучающихся с особыми образовательными потребностями и их сверстников, с использованием адекватных вспомогательных средств и педагогических приемов, организацией совместных форм работы педагога-психолога, учителя-логопеда, учителя-дефектолога; – личностно ориентированный подход в организации всех видов деятельности обучающихся с особыми образовательными потребностями. 4.4. Система поощрения социальной успешности и проявлений активной жизненной позиции обучающихся. 4.4.1. Система поощрения проявлений активной жизненной позиции и социальной успешности обучающихся призвана способствовать формированию у обучающихся ориентации на активную жизненную позицию, инициативность, максимально вовлекать их в совместную деятельность в воспитательных целях. 4.4.2. Система проявлений активной жизненной позиции и поощрения социальной успешности обучающихся строится на принципах: – публичности, открытости поощрений (информирование всех обучающихся о награждении, проведение награждений в присутствии значительного числа обучающихся); – соответствия артефактов и процедур награждения укладу, качеству воспитывающей среды, символике ЧОУ «Согласие»; – прозрачности правил поощрения (наличие положения о награждениях, неукоснительное следование порядку, зафиксированному в нем, соблюдение справедливости при выдвижении кандидатур); – регулирования частоты награждений (недопущение избыточности в поощрениях, чрезмерно больших групп поощряемых и другое); – сочетания индивидуального и коллективного поощрения; – привлечения при необходимости к участию в системе поощрений родителей (законных представителей) обучающихся, самих обучающихся, сторонних организаций, их представителей; – дифференцированности поощрений (наличие уровней и типов наград позволяет продлить стимулирующее действие системы поощрения). 4.4.3. Формой поощрения проявлений активной жизненной позиции обучающихся и социальной успешности является портфолио. 13 Ведение портфолио отражает деятельность обучающихся при ее организации и регулярном поощрении классными руководителями, поддержке родителями (законными представителями) по собиранию (накоплению) артефактов, фиксирующих и символизирующих достижения обучающегося. Портфолио может включать артефакты признания личностных достижений, достижений в группе, участия в деятельности (грамоты, поощрительные письма, фотографии призов, фото изделий, работ и другого, участвовавшего в конкурсах). Кроме индивидуального портфолио возможно ведение портфолио класса. 4.4.4. Формами поощрения проявлений активной жизненной позиции обучающихся и социальной успешности могут также являться рейтинги, благотворительная поддержка. Рейтинги формируются через размещение имен (фамилий) обучающихся или названий (номеров) групп обучающихся, классов в последовательности, определяемой их успешностью, достижениями. Благотворительная поддержка обучающихся, групп обучающихся (классов) может заключаться в материальной поддержке проведения в ЧОУ «Согласие» воспитательных дел, мероприятий, проведения внешкольных мероприятий, различных форм совместной деятельности воспитательной направленности, в индивидуальной поддержке нуждающихся в помощи обучающихся, семей, педагогических работников. Благотворительность предусматривает публичную презентацию благотворителей и их деятельности. Использование рейтингов, их форма, публичность, привлечение благотворителей, в том числе из социальных партнеров, их статус, акции, деятельность должны соответствовать укладу ЧОУ «Согласие», цели, задачам, традициям воспитания, согласовываться с представителями родительского сообщества во избежание деструктивного воздействия на взаимоотношения в ЧОУ «Согласие». 4.5. Анализ воспитательного процесса. 4.5.1. Анализ воспитательного процесса осуществляется в соответствии с целевыми ориентирами результатов воспитания, личностными результатами обучающихся на уровне начального общего образования, установленными ФГОС НОО. Основным методом анализа воспитательного процесса в ЧОУ «Согласие» является ежегодный самоанализ воспитательной работы с целью выявления основных проблем и последующего их решения с привлечением (при необходимости) внешних экспертов, специалистов. 4.5.2. Планирование анализа воспитательного процесса включается в календарный план воспитательной работы. 4.5.3. Основные принципы самоанализа воспитательной работы: – взаимное уважение всех участников образовательных отношений; – приоритет анализа сущностных сторон воспитания ориентирует на изучение прежде всего не количественных, а качественных показателей, таких как сохранение уклада ЧОУ «Согласие», содержание и разнообразие деятельности, стиль общения, отношений между педагогическими работниками, обучающимися и родителями (законными представителями); – развивающий характер осуществляемого анализа ориентирует на использование его результатов для совершенствования воспитательной деятельности педагогических работников (знания и сохранения в работе цели и задач воспитания, умелого планирования воспитательной работы, адекватного подбора видов, форм и содержания совместной деятельности с обучающимися, коллегами, социальными партнерами); – распределенная ответственность за результаты личностного развития обучающихся ориентирует на понимание того, что личностное развитие - это результат как организованного 14 социального воспитания, в котором ЧОУ «Согласие» участвует наряду с другими социальными институтами, так и стихийной социализации и саморазвития. 4.5.4. Основные направления анализа воспитательного процесса ЧОУ «Согласие» исходят из особенностей уклада, традиций, ресурсов, контингента обучающихся и др. 4.5.5. Анализ проводится классными руководителями и представляется заместителю директора для составления отчета. 4.5.6. В анализе могут учитываться в том числе результаты воспитания, социализации и саморазвития обучающихся. 4.5.7. Основным способом получения информации о результатах воспитания, социализации и саморазвития обучающихся является педагогическое наблюдение. 4.5.8. Внимание педагогических работников сосредотачивается на вопросах: – какие проблемы, затруднения в личностном развитии обучающихся удалось решить за прошедший учебный год; – какие проблемы, затруднения решить не удалось и почему; – какие новые проблемы, трудности появились, над чем предстоит работать педагогическому коллективу. 4.5.9. В анализе могут также учитываться состояние совместной деятельности обучающихся и взрослых. 4.5.10. Критерием, на основе которого осуществляется анализ состояния совместной деятельности обучающихся и взрослых, является наличие интересной, событийно насыщенной и личностно развивающей совместной деятельности обучающихся и взрослых. 4.5.11. Способами получения информации о состоянии организуемой совместной деятельности обучающихся и педагогических работников могут быть анкетирования и беседы с обучающимися и их родителями (законными представителями), педагогическими работниками. 4.5.12. Внимание сосредотачивается на вопросах, связанных с качеством: – реализация воспитательного потенциала урочной деятельности; – организуемой внеурочной деятельности обучающихся; – проводимых основных школьных дел; – деятельности классных руководителей; – проводимых внешкольных мероприятий; – организации предметно-пространственной среды; – взаимодействия с родителями (законными представлениями); – деятельности по профилактике и безопасности; – деятельности по профориентации обучающихся. 4.5.13. Итогом самоанализа является перечень выявленных проблем, над решением которых предстоит работать педагогическому коллективу. 4.5.14. Итоги самоанализа оформляются в виде отчета, составляемого заместителем директора в конце учебного года, рассматриваются и утверждаются педагогическим советом. 4.6. Календарный план воспитательной работы. 4.6.1. Календарный план воспитательной работы ЧОУ «Согласие» (далее - календарный план) составляется ежегодно в соответствии с федеральным календарным планом воспитательной работы и размещается на официальном сайте ЧОУ «Согласие» в сети «Интернет». 4.6.2. Календарный план воспитательной работы может быть реализован в рамках урочной и внеурочной деятельности. 4.6.3. ЧОУ «Согласие» вправе наряду с федеральным календарным планом воспитательной работы проводит иные мероприятия согласно рабочей программе воспитания по ключевым направлениям воспитания и дополнительного образования детей. 4.6.4. Все мероприятия проводятся с учетом особенностей ООП НОО, а также возрастных, физиологических и психоэмоциональных особенностей обучающихся. 15 4.6.5. Перечень памятных дат и событий, которые отражаются в календарном плане в соответствии с федеральным календарным планом воспитательной работы и календарным учебным графиком ЧОУ «Согласие»: Сентябрь: 1 сентября: День знаний; 3 сентября: День окончания Второй мировой войны, День солидарности в борьбе с терроризмом; 8 сентября: Международный день распространения грамотности. Октябрь: 1 октября: Международный день пожилых людей; Международный день музыки; 4 октября: День защиты животных; 5 октября: День учителя; 25 октября: Международный день школьных библиотек; Третье воскресенье октября: День отца. Ноябрь: 4 ноября: День народного единства; 8 ноября: День памяти погибших при исполнении служебных обязанностей сотрудников органов внутренних дел России; Последнее воскресенье ноября: День Матери; 30 ноября: День Государственного герба Российской Федерации. Декабрь: 3 декабря: День неизвестного солдата; Международный день инвалидов; 5 декабря: День добровольца (волонтера) в России; 9 декабря: День Героев Отечества; 12 декабря: День Конституции Российской Федерации. Январь: 25 января: День российского студенчества; 27 января: День снятия блокады Ленинграда, День освобождения Красной армией крупнейшего «лагеря смерти» Аушвиц-Биркенау (Освенцима) - День памяти жертв Холокоста. Февраль: 2 февраля: День разгрома советскими войсками немецко-фашистских войск в Сталинградской битве; 8 февраля: День российской науки; 15 февраля: День памяти о россиянах, исполнявших служебный долг за пределами Отечества; 21 февраля: Международный день родного языка; 23 февраля: День защитника Отечества. Март: 8 марта: Международный женский день; 18 марта: День воссоединения Крыма с Россией; 27 марта: Всемирный день театра. Апрель: 12 апреля: День космонавтики. Май: 1 мая: Праздник Весны и Труда; 9 мая: День Победы; 19 мая: День детских общественных организаций России; 24 мая: День славянской письменности и культуры. Июнь: 16 1 июня: 6 июня: 12 июня: 22 июня: 27 июня: Июль: 8 июля: Август: 12 августа: 22 августа: 27 августа: День защиты детей; День русского языка; День России; День памяти и скорби; День молодежи. День семьи, любви и верности. День физкультурника; День Государственного флага Российской Федерации; День российского кино. 17