РП НОО_РПС_1-3 класс

Частное общеобразовательное учреждение «Согласие»

ПРИНЯТО
Педагогическим советом
ЧОУ «Согласие»
Протокол от «30» августа 2023 года № 1

УТВЕРЖДЕНО
Приказом директора ЧОУ «Согласие»
от 30.08.2023 г. № 15

Приложение
к основной образовательной программе НОО

Рабочая программа
учебного предмета
«Развитие познавательных способностей»
для обучающихся 1 - 3 классов

Составители: учителя начального общего
образования

г. Екатеринбург, 2023

Рабочая программа учебного предмета «Развитие познавательных способностей» для
обучающихся 1 − 3 классов ЧОУ «Согласие» (далее – Программа) составлена на основе
требований к результатам освоения программы начального общего образования
федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования
(далее – ФГОС НОО). При составлении Программы учтены основные идеи и положения
Программы формирования универсальных учебных действий и целевые приоритеты,
заложенные в рабочей программе воспитания ЧОУ «Согласие».
Программа включает пояснительную записку, содержание обучения, планируемые
результаты освоения Программы, тематическое планирование.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Учебный предмет «Развитие познавательных способностей» создает условия для
развития у младших школьников познавательных интересов, формирует стремление
обучающегося к размышлению и поиску, вызывает у него чувство уверенности в своих
силах, в возможностях своего интеллекта. Во время учебных занятий происходит
становление у обучающихся развитых форм самосознания и самоконтроля, у них исчезает
боязнь ошибочных шагов, снижается тревожность и необоснованное беспокойство.
Включение в занятия заданий, трудность которых определяется новизной и необычностью
ситуации, способствует появлению у обучающихся желания отказаться от образца, проявить
самостоятельность, формирует умение работать в условиях поиска, развивает
сообразительность, любознательность. На каждом учебном занятии проводится
коллективное обсуждение решения задачи определенного вида. Благодаря этому у
обучающихся формируется такое важное качество деятельности и поведения, как осознание
собственных действий, возможность дать отчет в выполняемых шагах при решении задач.
Целью реализации Программы является достижение планируемого результата
освоения ООП НОО ЧОУ «Согласие» через развитие познавательных способностей
обучающихся на основе системы развивающих занятий.
Задачами изучения учебного предмета «Развитие познавательных способностей»
являются:
1)
развитие мышления в процессе формирования основных приемов мыслительной
деятельности: анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, умения выделять
главное, доказывать и опровергать, делать несложные выводы;
2)
развитие психических познавательных процессов: различных видов памяти,
внимания, зрительного восприятия, воображения;
3)
развитие языковой культуры и формирование речевых умений: четко и ясно излагать
свои мысли, давать определения понятиям, строить умозаключения, аргументировано
доказывать свою точку зрения;
4)
формирование навыков творческого мышления и развитие умения решать
нестандартные задачи;
5)
развитие познавательной активности и самостоятельной мыслительной деятельности
обучающихся;
6)
формирование и развитие коммуникативных умений: умение общаться и
взаимодействовать в коллективе, работать в парах, группах, уважать мнение других,
объективно оценивать свою работу и деятельность одноклассников;
7)
формирование навыков применения полученных знаний и умений в процессе
изучения школьных дисциплин и в практической деятельности.
Реализация поставленных задач и достижение планируемых результатов освоения
учебного предмета осуществляется через:
2

−
использование
учебно-практических
и
учебно-познавательных
задач,
предполагающих иной, отличный от привычного, способ решения;
−
применение на уроке интерактивных форм работы обучающихся, интеллектуальных
игр, стимулирующих познавательную мотивацию школьников; дискуссий, которые дают
учащимся возможность приобрести опыт ведения конструктивного диалога; групповой
работы или работы в парах, которые учат школьников командной работе и взаимодействию с
другими детьми;
−
включение в урок игровых процедур, которые помогают поддержать мотивацию
обучающихся к получению знаний, налаживанию позитивных межличностных отношений в
классе, помогают установлению доброжелательной атмосферы во время урока;
−
организацию шефства мотивированных и эрудированных обучающихся над
одноклассниками, испытывающими трудности при выполнении заданий, дающего
школьникам социально значимый опыт сотрудничества и взаимной помощи;
Учебный предмет «Развитие познавательных способностей» в 1-3 классах реализуется
за счет часов учебного плана, отведенных на часть, формируемую участниками
образовательных отношений. Общее число часов, отведённых на изучение данного учебного
предмета в 1-3 классах, составляет 101 час (1 час в неделю в каждом классе): в 1 классе – 33
ч., во 2–3 классах – по 34 ч.

3

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ
СПОСОБНОСТЕЙ»
1 КЛАСС
Развитие концентрации внимания и его тренировка.
Тренировка слуховой и зрительной памяти.
Развитие логического мышления.
Совершенствование воображения.
Развитие аналитических способностей.
Урок-интеллектуальная игра.
2 КЛАСС
Развитие концентрации внимания и его тренировка.
Тренировка слуховой и зрительной памяти.
Развитие наглядно-образного мышления.
Совершенствование мыслительных операций.
Развитие аналитических способностей.
Решение задач по изученным темам.
Урок-интеллектуальная игра.
3 КЛАСС
Развитие концентрации внимания и его тренировка.
Тренировка слуховой и зрительной памяти.
Развитие наглядно-образного мышления.
Совершенствование мыслительных операций.
Развитие аналитических способностей.
Решение задач по изученным темам.
Урок-интеллектуальная игра.

4

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ ПО УЧЕБНОМУ
ПРЕДМЕТУ «РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ»
Изучение учебного предмета «Развитие познавательных способностей» направлено на
достижение обучающимися личностных, метапредметных и предметных результатов
освоения учебного предмета.
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В результате изучения предмета «Развитие познавательных способностей»
обучающегося будут сформированы следующие личностные результаты:
гражданско-патриотического воспитания:
−
первоначальные представления о человеке как члене общества, о правах и
ответственности, уважении и достоинстве человека, о нравственно-этических нормах
поведения и правилах межличностных отношений (через выполнение совместных заданий,
реализацию групповой формы работы);
−
способность определять и высказывать под руководством педагога самые простые
общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве;
духовно-нравственного воспитания:
−
признание индивидуальности каждого человека;
−
проявление сопереживания, уважения и доброжелательности, в том числе с
использованием адекватных языковых средств для выражения своего состояния и чувств;
−
неприятие любых форм поведения, направленных на причинение физического и
морального вреда другим людям (в том числе связанного с использованием недопустимых
средств языка);
физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального
благополучия:
−
бережное отношение к физическому и психическому здоровью, проявляющееся в
выборе приемлемых способов речевого самовыражения и соблюдении норм речевого этикета
и правил общения;
ценности научного познания
−
познавательные интересы, активность, инициативность, любознательность и
самостоятельность в познании.
Личностные результаты в части эстетического, трудового и экологического
воспитания достигаются через работу с текстами заданий, содержащих понятия и/или
описание ситуаций в соответствии с данными направлениями воспитания.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В результате изучения предмета «Развитие познавательных способностей»
обучающегося будут сформированы следующие метапредметные результаты:
Познавательные универсальные учебные действия
1)
Базовые логические действия:
−
сравнивать объекты (числа, числовые выражения, равенства, неравенства, плоские
геометрические фигуры), устанавливать основания для сравнения, устанавливать аналогии;
−
объединять части объекта (объекты) по определенному признаку;
−
определять существенный признак для классификации, классифицировать
предложенные объекты;
−
выявлять недостаток информации для решения задачи на основе предложенного
алгоритма;
5

−
устанавливать причинно-следственные связи в ситуациях наблюдения за объектами,
делать выводы;
2)
Базовые исследовательские действия:
−
ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с
помощью учителя;
−
с помощью учителя формулировать цель, планировать изменения объекта, ситуации,
проговаривать последовательность действий;
−
сравнивать несколько вариантов выполнения задания, выбирать наиболее
целесообразный (на основе предложенных критериев);
−
преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять математические
рассказы и задачи на основе простейших математических моделей (предметных, рисунков,
схематических рисунков, схем); находить и формулировать решение задачи с помощью
простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем);
3)
Работа с информацией:
−
выбирать источник получения информации: учебное пособие, справочник, словарь и
т.д.;
−
согласно заданному алгоритму находить представленную в явном виде информацию в
предложенном учителем источнике;
−
распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или на
основании предложенного учителем способа её проверки;
−
анализировать и представлять информацию в заданной форме (дополнять таблицу,
текст), формулировать утверждение по образцу, в соответствии с требованиями учебной
задачи;
Коммуникативные универсальные учебные действия
1)
Общение:
−
строить речевое высказывание в устной и письменной форме (на уровне одного
предложения или небольшого текста) в соответствии с поставленной задачей;
−
слушать и понимать речь других, проявлять уважительное отношение к собеседнику,
соблюдать правила ведения диалога и дискуссии;
−
признавать возможность существования разных точек зрения;
−
корректно и аргументированно высказывать своё мнение;
2)
Совместная деятельность:
−
принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по её
достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной
работы;
−
ответственно выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика и
т.д.);
−
выполнять совместные задания с опорой на предложенные образцы;
Регулятивные универсальные учебные действия:
1)
Самоорганизация:
−
планировать действия по решению учебной задачи для получения результата;
−
выстраивать последовательность выбранных действий;
2)
Самоконтроль:
−
устанавливать причины успеха (неудач) учебной деятельности;
−
корректировать свои учебные действия для преодоления ошибок.

6

ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
К концу обучения в 1 классе обучающийся научится:
−
выделять группы предметов или фигур, обладающих общим свойством, составлять
группы предметов по заданному свойству (признаку), выделять части группы;
−
соединять группы предметов в одно целое, удалять части группы предметов;
−
применять переместительное свойство сложения групп предметов;
−
изображать сложение и вычитание с помощью групп предметов и на числовом
отрезке;
−
распознавать алфавитную нумерацию, «волшебные» цифры;
−
решать задачи изученных типов с некорректными формулировками (лишними и
неполными данными, нереальными условиями);
−
составлять задачи по картинкам, схемам и схематическим рисункам;
−
соотносить полученный результат с условием задачи, оценивать его правдоподобие;
−
наблюдать зависимость результата измерения величин (длина, масса, объем) от
выбора мерки;
−
находить способы решения простейших уравнений;
−
решать задачи логического характера;
К концу обучения во 2 классе обучающийся научится:
−
использовать числовой луч в качестве инструмента при решении арифметических
задач повышенной сложности;
−
решать простейшие текстовые задачи с буквенными данными;
−
составлять буквенные выражения по тексту задач и графическим моделям, и
наоборот, составлять текстовые задачи к заданным буквенным выражениям;
−
решать задачи изученных типов с некорректными формулировками (лишними и
неполными данными, нереальными условиями);
−
находить и обосновывать различные способы решения задачи;
−
соотносить полученный результат с условием задачи, оценивать его правдоподобие;
−
решать задачи на нахождение «задуманного числа», содержащие 3–4 шага;
−
составлять фигуры из частей и разбивать фигуры на части, находить пересечение
геометрических фигур;
−
вычислять площади фигур, составленных из прямоугольников и квадратов;
−
наблюдать в простейших случаях зависимости между переменными величинами с
помощью таблиц;
−
составлять алгоритмы и записывать их в виде блок-схем и планов действий;
К концу обучения в 3 классе обучающийся научится:
−
строить и использовать алгоритмы изучаемых случаев решения текстовых задач;
−
решать нестандартные задачи по изучаемым темам;
−
использовать измерения для самостоятельного открытия свойств геометрических
фигур;
−
наблюдать зависимости между переменными величинами с помощью таблиц,
числового луча, выражать их в несложных случаях с помощью формул;
−
самостоятельно выявлять и записывать в буквенном виде формулу деления с остатком
a = b · c + r, r < b; - на основе общих свойств арифметических действий в несложных случаях;
−
обосновывать свои суждения, используя изученные в 3 классе правила и свойства,
делать логические выводы;
−
обосновывать в несложных случаях высказывания общего вида и высказывания о
существовании, основываясь на здравом смысле;
7

−
строить (под руководством учителя и самостоятельно) и осваивать приемы решения
задач логического характера.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
1 КЛАСС
Количество часов
№
п/п

Наименование разделов и тем учебного
предмета

Всего

Контрольные
работы

Практические
работы

Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы

1.

Развитие концентрации внимания и
его тренировка

6

Начинайзер*

2.

Тренировка слуховой и зрительной
памяти

4

3.

Развитие логического мышления

6

Начинайзер*

4.

Совершенствование воображения

6

Начинайзер*

5.

Развитие аналитических способностей

10

Начинайзер*

6.

Урок-интеллектуальная игра

1

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ

33

Начинайзер*

0

0

2 КЛАСС
Количество часов
№
п/п

Наименование разделов и тем учебного
предмета

Всего

Контрольные
работы

Практические
работы

Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы

1.

Развитие концентрации внимания и
его тренировка

3

Начинайзер*

2.

Тренировка слуховой и зрительной
памяти

3

3.

Развитие наглядно-образного
мышления

7

4.

Совершенствование мыслительных
операций

5

5.

Развитие аналитических способностей

10

Начинайзер*

6.

Решение задач по изученным темам

5

Начинайзер*

7.

Урок-интеллектуальная игра

1

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ

34

Начинайзер*
Начинайзер*
Начинайзер*

0

0

3 КЛАСС
Количество часов
№
п/п

1.

Наименование разделов и тем учебного
предмета

Развитие концентрации внимания и
его тренировка

Всего

3

Контрольные
работы

Практические
работы

Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы

Начинайзер*
8

2.

Тренировка слуховой и зрительной
памяти

3

Начинайзер*

3.

Развитие наглядно-образного
мышления

8

4.

Совершенствование мыслительных
операций

5

5.

Развитие аналитических способностей

10

Начинайзер*

6.

Решение задач по изученным темам

4

Начинайзер*

7.

Урок-интеллектуальная игра

1

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ

34

Начинайзер*
Начинайзер*

0

0

* Электронный образовательный ресурс "Начинайзер. Начальное общее образование", 1-4 класс, АО
Издательство "Просвещение" (включен в федеральный перечень электронных образовательных ресурсов,
допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных
программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденный приказом
Минпросвещения России от 02.08.2022 № 653)

9


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».