Кузнецова Нелли Владимировна, учитель начальных классов Трухина Елена Геннадьевна, педагог-психолог ЧОУ «Согласие», Современные подходы к организации образовательной деятельности в контексте реализации ФГОС ОО Всех учить всему Предметное содержание образовательной программы осваивается обучающимися по-разному: от быстро и легко до никак. Причина, на наш взгляд, заключается в фиксации лишь параметров условий обучения (одинаковые для всех учебное время, способ предъявления информации и т. д.). Единственное, что остается незафиксированным, — это эффективность и эффект обучения. Возникает вопрос: можно ли зафиксировать именно результативность, или как всех научить всему? В поисках ответа на этот вопрос мы открыли для себя технологию полного усвоения учебного материала, в основе которой лежат идеи, выдвинутые в 1960-е годы американскими психологами Дж. Кэрроллом и Н.Б. Блумом. В рамках данной технологии необходимо учебный материал разделить на содержательные блоки и сформулировать для обучающихся эталон «полного усвоения», т.е. ответить на вопрос, какие предметные результаты должны быть получены в конце изучения каждого блока. В контексте ФГОС НОО данный эталон становится и инструментом саморегуляции, критериальной основой оценки достижения планируемых результатов и индивидуальным маршрутом. Этому способствует осознание учеником цели предстоящей деятельности: потребность – мотив – цель – действие – рефлексия. На этом этапе родители обучающихся имеют возможность не только видеть ожидаемый результат, но и наблюдать, контролировать и корректировать процесс освоения предметного содержания. Педагогу эталон позволяет определить содержательную и процессуальную стороны уроков, выбрать методы и средства обучения, обозначить характер познавательной деятельности обучающихся и результативность учебного процесса. Основной формой организации учебной деятельности обучающихся на уроках является работа в группах гомогенного состава. Одним ученикам предоставляется возможность на новом качественном уровне (самостоятельно, с помощью учителя или консультанта) повторно проработать тот материал, который остался ими не усвоенным. У других есть шанс повысить образовательный уровень на основе базовых знаний, умений и навыков, применяемых в новой ситуации. Групповая работа предстает как самоуправление, самоорганизация процесса самообразования. Выйти за рамки классно-урочной системы позволяет и организация проектно-исследовательской деятельности обучающихся. Опыт показывает, что после проведения уроков развивающего типа у многих ребят возникает потребность в дальнейшем самосовершенствовании. Поэтому заинтересованные обучающиеся во внеурочное время продолжают работу с материалами углубленного уровня, принимают участие в проектной или исследовательской работе. На уроках обобщающего повторения ребята представляют результаты своей деятельности. Как правило, эти уроки проходят в нетрадиционной форме: урок-открытие, урок-размышление, урок-исследование, защита проекта, проблемно-проектная дискуссия и т. п. Возможность усвоения учебного материала в объеме и в сроки, определяемые психофизиологическими особенностями личности, возможность обоснованно пересматривать установленные нормы распределения учебного времени и тем самым предотвращать перегрузку обучающихся является реализованным условием для создания здоровьесберегающей среды обучения. А демократический стиль общения учителя и ученика, обучающихся между собой является не только главным резервом эффективности обучения, но и главным средством нравственного воспитания.